О заводе
Жипхегенское месторождение гранитов открыто в 1903 г. и использовалось при строительстве транссибирской магистрали.
Месторождение эксплуатируется с 1967 г. специально созданным для этого одноименным заводом Министерства путей сообщения, входящим в состав Забайкальской железной дороги с проектной мощностью 400 тыс.м3.
Проектную мощность освоил в 1972 году.
Проектная производительность после реконструкции, проведенной в 1974 году, составляет 650 тыс. куб. м в год.
С июля 2008 года Жипхегенский щебёночный завод является филиалом ОАО "Первая нерудная компания", созданного на базе имущества ОАО "Российские железные дороги".
В геоморфологическом отношении месторождение находится на левом борту долины реки Жипхеген в юго-западной части сопки "Лысая гора", входящей в систему южных отрогов Цаган-Хуртейского хребта.
Месторождение представляет штокообразную залежь, сложенную среднезернистыми гранитами с редкими порфировыми вкрапленниками полевых шпатов. Граниты однородны по строению и составу, сильно трещиноватые и с поверхности и на глубину, что обусловлено широким развитием разрывной тектоники. Наблюдается и зона выветривания, мощность которого зависит от трещиноватости и колеблется в пределах 2-11 м.
Жипхегенский щебеночный завод располагается в 4,5 км. севернее пос. Жипхеген Хилокского района Забайкальского края.
По сложности строения Жипхегенское месторождение гранитов относится ко второй группе согласно классификации ГКЗ.
По своим свойствам щебень, получаемый из гранитов пригоден и используется для отсыпки балластного слоя железнодорожных путей, для автодорог любого значения, при производстве тяжелых, дорожных, строительных бетонов.
Песок-отсев из отходов после обогащения годен для приготовления тяжелых, обычных, и дорожных бетонов.
В результате последней доразведки 1994-95 г.г. запасы подсчитаны до горизонта +795 м (глубина 275 м от поверхности) и утверждены в следующих количествах (протокол ГКЗ № 363 от 27.12.95 г.): В=5303 тыс. куб. м, С1= 13508 тыс. куб. м, С2= 2476 тыс. куб. м.